Юридическая помощь автомобилистам

Пн-Пт с 10.00 до 20.00 пл. Конституции, дом 7, Бизнес-центр "Лидер" (812) 949-24-29

Что делать если забрали права? Как поступить? На что обратить внимание ? Какие последствия могут быть?

Довольно часто возникают случаи, когда сотрудники ГИБДД, превышая свои полномочия или ошибочно трактуя отдельные пункты ПДД и Кодекса об административных правонарушениях, оформляют материалы для лишения прав или ареста в ситуациях, когда водитель не заслуживает такого наказания. Возможно, он допустил менее серьезное нарушение, а может быть, и вовсе не виноват. К сожалению, никто из сидящих за рулем не застрахован от подобного попадания. Поэтому, чтобы не оказаться в ловушке, водитель должен иметь хотя бы элементарное представление о том, за какие нарушения и каким образом применяются процедуры лишения прав и административного ареста.

 

Начнем с того, что и то, и другое – виды наказаний, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. За что и как применяется это наказание, прописано в соответствующих статьях КоАП. Зная эти статьи, водитель уже наполовину защищен – если, конечно, он не пойдет на нарушение Правил умышленно. Итак, чтобы не лишиться водительского удостоверения, нужно избегать следующих нарушений:

 

1. Пьяные статьи:

 

- управление транспортным средством в состояние опьянения (ст.12.8, ч.1);

 

- передача управления лицу в нетрезвом состоянии (ст.12.8, ч.2);

 

- отказ от прохождения освидетельствования на опьянение (ст.12.26, ч.1);

 

- прием опьяняющих веществ между совершением ДТП и проведением экспертизы, либо между остановкой с целью освидетельствования и его проведением (ст.12.27, ч.3).

 

За эти нарушения предусмотрено исключительно лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Повторное управление автомобилем в пьяном виде или передача руля пьяному влечет лишение прав на срок 3 года (ст.12.8, ч.4).

 

2. ДТП, совершенное по вине водителя и повлекшее причинение:

 

- легкого вреда здоровью потерпевших (ст.12.24, ч.1);

 

- средней тяжести вреда здоровью потерпевших (ст.12.24, ч.2).

 

Взамен лишения прав на срок 1-2 года, по этим статьям возможно наложение приличного штрафа.

 

3. Оставление места ДТП в нарушение Правил (ст.12.27, ч.2)

 

Это нарушение влечет лишение прав на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

 

4. Незаконное использование спецсигналов или внешних световых приборов:

 

- использование во время движения незаконно установленных спецсигналов (ст.12.5, ч.5);

 

- управление транспортным средством с незаконно нанесенными эмблемами и символами специальных автомобилей - Милиция, Скорая помощь и т.п. (ст.12.5, ч.6).

 

Эти нарушения предусматривают безальтернативное наказание - лишение прав на срок от 6 месяцев до 2 лет. Незаконно установленные спецсигналы и световые приборы подлежат конфискации.

 

5. Нарушения, связанные с номерными знаками:

 

- управление транспортным средством с заведомо фальшивыми номерными знаками (ст.12.2, ч.4);

 

- езда без номерных знаков (ст.12.2, ч.2).

 

6. Нарушение правил перевозки:

 

- крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 12.21.1);

 

- опасных грузов (ст. 12.21.2).

 

Эти нарушения предусматривают штраф или лишение прав на срок от 2 до 6 месяцев.

 

7. Выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения,

 

кроме случаев поворота налево, разворота, объезда стоящего препятствия и выезда на встречные трамвайные пути (ст.12.15, ч.4), влечет исключительно лишение прав на 4-6 месяцев. Проще всего попасться на этой статье, нарушив правила обгона или въехав под кирпич на дорогу с односторонним движением. Возможны и другие варианты.

 

8. Остальные нарушения ПДД, влекущие лишение прав:

 

- превышение разрешенной скорости более чем на 60 км/ч (ст. 12.9, ч.4) – 4 - 6 месяцев или штраф;

 

- пересечение железной дороги вне переезда, въезд на закрытый переезд, остановка и стоянка на переезде (ст. 12.10, ч.1) – 3 - 6 месяцев или штраф, а повторное подобное нарушение (ст. 12.10, ч.3) – только лишение прав на 1 год;

 

- невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству с цветографическими схемами, включенными мигалкой и сиреной (ст. 12.17, ч.2) – 1 - 3 месяца или штраф.

 

Административный арест на срок до 15 суток применяется реже. Вот статьи КоАП, регламентирующие применение этой меры наказания:

 

- управление транспортным средством водителем, лишенным прав (ст. 12.7, ч.2);

 

- управление транспортным средством в пьяном виде и без прав (ст. 12.8, ч.3);

 

- отказ от освидетельствования на опьянение при отсутствии прав (ст. 12.26, ч.2);

 

- оставление места ДТП в нарушение Правил, если не было применено лишение прав (ст. 12.27, ч. 2).

 

Инвалидам 1 и 2 групп, несовершеннолетним, беременным женщинам, матерям, имеющим детей в возрасте до 14 лет, военнослужащим и сотрудникам некоторых государственных структур административный арест не положен. При совершении указанных правонарушений они подвергаются штрафу в размере 5000 рублей.

 

Согласно статьям 3.8.1 и 3.9.1 КоАП РФ, решение о лишении прав или административном аресте может приниматься только судьей. Госавтоинспекция прав не лишает и никого не арестовывает. Задача сотрудника ГИБДД – выявить нарушение, оформить его соответствующим образом и передать материалы дела в суд. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, водителя могут подвергнуть административному задержанию на срок не более трех часов. Административное задержание и административный арест – это разные понятия. Задерживает водителя сотрудник милиции (автоинспектор), а повергает аресту судья – после всестороннего рассмотрения материалов дела и только в том случае, если факт правонарушения установлен, и вина водителя доказана.

 

Протокол об административном правонарушении должен быть заверен подписями лица, которое его составило, лица, на которое он составлен (эта графа называется подпись нарушителя? и о ней мы еще поговорим), а также двух понятых, которые могут быть как случайными прохожими, так и сотрудниками ГИБДД. Важно, чтобы понятые не только подмахнули протокол, а присутствовали при оформлении нарушения. Своими подписями они подтверждают, что законная процедура составления протокола не была нарушена, что водитель, обвиняемый в нарушении Правил, не подвергался давлению, угрозам или физическому насилию. Копия протокола в обязательном порядке выдается нарушителю.

 

Если допущенное водителем нарушение, в соответствии со статьей КоАП РФ, предусматривает лишение прав, то водительское удостоверение изымается на месте. При этом возникают три вопроса. С одной стороны, пока вина человека не доказана судом, он не может быть подвергнут наказанию, с другой – как ему доехать до дома, если права изъяты, и с третьей – если не забрать права сразу, то как сделать это потом, если водитель начнет утверждать, что он их потерял?

 

Чтобы решить все проблемы разом, взамен изъятого водительского удостоверения водителю выписывается временное разрешение на право управления транспортным средством. Ездить по нему можно с документом, удостоверяющим личность, до вступления в законную силу решения суда. Если суд водителя оправдает – права ему будут возвращены, и временное разрешение можно будет просто-напросто выбросить. Если суд лишит водителя прав, и решение вступит в законную силу, то с этого момента временное разрешение автоматически превратится в пустую бумажку.

 

Конечно, для автоинспектора каждое выявленное грубое нарушение Правил – это плюс в его послужной список. Хотя официально руководство ГИБДД отрицает наличие плана по выявленным нарушениям, спускаемого сверху, но несложно представить себе, как на какой-нибудь летучке командир роты ДПС говорит: Сидоров, вон посмотри, как Иванов трудится – у него за неделю пять пьяных поймано, а у тебя только три. Работать лучше надо, Сидоров!

 

С другой стороны, дело о лишении прав или аресте, поданное в суд и развалившееся из-за недоказанности или неправильного оформления документов – это для автоинспектора большой минус. И тот же командир на следующей летучке заявляет уже нечто иное: Посмотрите на Иванова! Погнался за количеством, а элементарного протокола на пьяного водителя составить не может! Фамилию перепутал, в качестве понятого вписал своего дедушку из Моршанска, да еще и сертификат на алкотестер потерял. Стыдно, Иванов! Бери пример с Сидорова. У него на три протокола – три лишения, и ни один судья не придрался!

 

Какие ситуации являются для автоинспектора беспроигрышными, когда, составляя протокол, он точно знает, что дело будет доведено до лишения прав? Это те случаи, в которых факт нарушения опровергнуть невозможно. Например, с актом медицинского освидетельствования на опьянение, с фотографией, на которой изображен въехавший под кирпич автомобиль с хорошо видимым номерным знаком, или с показаниями радара, зафиксировавшего превышение скорости на пустой дороге, не очень-то поспоришь. Еще лучше для инспектора, когда водитель сам письменно признает факт своего нарушения, поставив подпись в соответствующей графе протокола. Например, в протоколе о направлении водителя на освидетельствование на состояние опьянения есть графа От прохождения освидетельствования отказываюсь (подпись). Наличие подписи водителя в этой графе однозначно означает лишение прав, в каком бы хорошем настроении не оказался судья, рассматривающий дело. Спасти бедолагу может только доказанный факт, что эту подпись он поставил под пыткой, что, как вы догадываетесь, сделать практически невозможно. Поэтому правило первое: никогда не расписывайтесь по просьбе автоинспектора тут, тут и вот тут, пока внимательно не прочитаете содержание протокола и вменяемых вам в вину нарушений.

 

Бывает, что инспектору ДПС хочется лишить водителя прав, но ситуация не бесспорная, и он испытывает определенные колебания. В таких случаях многие начинают потихоньку прощупывать почву и высказываются примерно в таком духе: Вообще-то вы двигались по встречной полосе, или вообще-то за это нарушение положено лишении прав. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от реакции водителя на это вообще-то. Автоинспектор – всегда тонкий психолог, и если он видит, что водитель не может аргументировано возразить, готов подписать, не глядя, всё, что ему подсунут, а то и вовсе предлагает решить вопрос как-нибудь полюбовно - такого нарушителя можно брать голыми руками. Услыхав же, к примеру, в ответ: Вообще-то я не двигался по встречной полосе, а объезжал стоящее препятствие, а за это полагается не лишение прав, а всего лишь штраф благоразумный инспектор никогда не пойдет на составление протокола, а ограничится выпиской квитанции и отпустит шибко грамотного водителя подобру-поздорову.

 

Если пьяные и спецсигнальные статьи КоАП, при грамотном оформлении протокола, неопровержимы и однозначно влекут лишение прав (тут уж ничего не поделаешь, думать надо было в тот момент, когда вы садились за руль), то другие нарушения, как правило, оставляют некоторое поле для маневра. В тех случаях, когда вы действительно нарушили Правила, а статья, по которой вас собираются привлечь к ответственности, предусматривает либо штраф, либо лишение прав, лучше всего проявить искреннее раскаяние и, не вступая в конфликт с автоинспектором, просто попросить его по-человечески войти в ваше положение. Таким образом можно поступить в случае управления транспортным средством без номерных знаков, превышения скорости более чем на 60 км/ч, непредоставления преимущества автомобилю оперативных служб со спецсигналами или нарушения Правил на ж/д переезде, а также при разборе дела о ДТП, если потерпевшим причинены легкие или средней тяжести телесные повреждения.

 

Такое нарушение, как выезд на встречную полосу, может трактоваться по-разному. В действующем КоАПе предусмотрены два вида наказания за встречку. Согласно части 3 статьи 12.15, выезд, соединенный с поворотом налево, разворотом или объездом препятствия, а также движение по встречным трамвайным путям караются штрафом, а вот выезд на встречную полосу в остальных случаях, согласно части 4 той же статьи, однозначно влечет лишение прав, поскольку никакого иного наказания частью четвертой не предусмотрено. По существу, всё зависит от степени опасности допущенного нарушения: длительное (на протяжении десятка метров и более) движение навстречу остальным транспортным средствам угрожает лобовым столкновением, которое, как известно, является одним из самых тяжелых видов ДТП. При этом водитель рискует не только собственной, но и чужой жизнью и здоровьем. Естественно, что такое нарушение будет трактоваться по статье 12.15, ч. 4, и лишение прав здесь вполне обосновано. Если же выезд на встречную полосу осуществлялся на короткое время или на малой скорости, то даже в случае столкновения последствия будут не столь тяжелыми, и поэтому большинство таких нарушений подпадает под ст. 12.15, ч. 3.

 

Что может сделать водитель, оказавшийся в подобной ситуации, если автоинспектор намерен оформить дело о лишении прав и передать его в суд? Во-первых, попытаться отговорить инспектора от составления протокола. Отговорить, не падая на колени, не размазывая слезы, не угрожая своими связями в высоких инстанциях, не предлагая взяток, а одним-единственным цивилизованным способом: приводя аргументы в свою защиту и ссылаясь на пункты ПДД и статьи КоАПа. В крайнем случае, можно вежливо, не унижая достоинства автоинспектора, предупредить его о том, что вы намерены обжаловать его действия.

 

Если ваши доводы не помогли, и сотрудник ДПС все-таки составил на вас протокол, с содержанием которого вы не согласны, то придется занимать вторую линию обороны. В соответствующей графе протокола нужно написать Не согласен, а на обороте зачеркнуть слова Объяснение нарушителя, вписать Объяснение водителя и аргументировано изложить свою позицию, ссылаясь на ПДД и КоАП. Далее – зачеркнуть внизу слова Подпись нарушителя, вписать Подпись водителя и расписаться. Это гораздо лучше, чем просто отказаться от подписи протокола, который в таком случае подпишут двое понятых, и он все равно будет иметь законную силу.

 

Но и это еще не всё. Запишите номер нагрудного знака автоинспектора, сфотографируйте место нарушения таким образом, чтобы сделанные снимки подтверждали вашу правоту, потребуйте (до того как расписались) внести в протокол данные о свидетелях, которые могут выступить в вашу защиту. Даже ближайшие родственники, ехавшие с вами в одной машине, по закону являются свидетелями, и их показания должны быть приняты во внимание при рассмотрении дела (а уж поверить вашей жене и теще, или нет – решать будет судья). Закончив поездку, немедленно пишите жалобу на имя вышестоящего начальника (как правило, это командир роты ДПС или начальник отделения ГИБДД), подробно излагайте суть дела, ссылайтесь на свидетелей и на протокол с вашим объяснением. На этом этапе ваши шансы отвоевать права еще достаточно высоки, особенно если у автоинспектора нет четких доказательств того, что вы заслуживаете-таки лишения. Желательно, чтобы жалоба попала в ГИБДД до того, как материалы дела в трехдневный срок будут переданы в суд. В подобных спорных ситуациях разбирательство в суде может оказаться не в интересах автоинспекции, и тогда права вам вернут по результатам рассмотрения вашей жалобы в собственных стенах.

 

Третья линия обороны – отстаивание ваших интересов в суде. Увы, восстановление справедливости на этом этапе происходит далеко не всегда. И дело вовсе не в том, что закон у нас что дышло, а судьи играют в одни ворота. Просто неопровержимых доказательств, как со стороны ГИБДД, так и со стороны обвиняемого, зачастую оказывается недостаточно для всестороннего рассмотрения дела, а те доказательства, что есть, почти всегда могут быть оспорены. Скажем, если к материалам дела прилагается диктофонная запись, любой участник процесса может заявить, что записан не его голос, и даже звукотехническая экспертиза далеко не всегда может сделать однозначный вывод. То же самое касается и фотографий, и свидетельских показаний, и других видов доказательств. Поэтому обычно мировой судья, рассматривающий дело, рассуждает следующим образом: раз в протоколе нет явных ошибок, раз нарушение оформлено как положено, то почему я должен не доверять автоинспекции? Тем не менее, каждый обвиняемый должен знать, что любые доказательства вины, полученные с применением незаконных методов (угроз, насилия, фальсификации, подлога, обмана и т.д.) признаются судом юридически ничтожными, а неустранимые сомнения в достоверности той или иной информации по закону должны трактоваться в его пользу. Заметим, что сотрудники ГИБДД, как правило, не такие идиоты, чтобы подставляться с незаконными методами, и даже высококвалифицированному адвокату редко удается добиться оправдания обвиняемого на этом основании.

 

И, наконец, ваш последний шанс – обжалование решения мирового судьи в вышестоящем районном суде. Жалоба должна быть подана в 10-дневный срок с момента вынесения решения. Если это не было сделано (или если районный суд оставил поданную жалобу без удовлетворения), то решение о лишении прав вступает в законную силу и подлежит исполнению. При этом временное разрешение на право управления превращается в пустую бумажку, которую, тем не менее, необходимо сдать в тот орган ГИБДД, где оформлялись материалы по вашему делу. Только с того момента, как вы расстались со ставшим ненужным временным разрешением, начинает исчисляться определенный судом срок лишения водительского удостоверения. Не сдавая временное разрешение вообще, можно запросто удвоить себе меру наказания – когда по истечении срока лишения вы придете получить обратно свои права, и выяснится, что временное разрешение не сдавалось, отсчет вашего наказания начнется заново.

 

Нарушения, влекущие административный арест, обычно бывают настолько явными, что спорить с сотрудниками ДПС или судьей практически бесполезно. При этом нарушитель немедленно подвергается административному задержанию, которое в данном случае может длиться до 48 часов, за это время составляется протокол об административном правонарушении, собираются другие материалы дела, и оно передается в суд и рассматривается в течение суток. Если нарушитель не был оправдан, то задержание плавно перетекает в арест, причем время задержания засчитывается в срок отбывания наказания.

 

Как видите, по аналогии с пожаром, лишение прав и арест легче предотвратить, чем впоследствии бегать с огнетушителем. Поэтому лучший способ избежать неприятностей – не допускать грубых нарушений Правил и не давать повода для серьезного наказания, а уж если вам предъявляют необоснованные обвинения – уметь грамотно защищаться, вооружившись для этого необходимыми теоретическими и юридическими знаниями.

 


Пн-Пт 10:00-20:00 пл. Конституции, д. 7, БЦ "Лидер" SEO-Константа - продвижение сайтов!

(812) 949-24-29