Юридическая помощь автомобилистам

Пн-Пт с 10.00 до 20.00 пл. Конституции, дом 7, Бизнес-центр "Лидер" (812) 949-24-29

"Разбор полетов" или как себя вести на дороге?

Разборки на встречной полосе

Четыре пункта правил лишают прав без вариантов

 

 

Ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного дви­жения, новые штрафы и наказания породили немало конфликтных си­туаций на дороге.

Водителям все чаще приходится отстаи­вать свои права в суде. Обновленный Ко­декс об административных правонару­шениях четко прописывает большинство случаев. Но многие водители просто не знают, по какой статье инспектор должен квалифицировать то или иное наруше­ние. Бывает, что инспекторы квалифици­руют отступление от правил на свое ус­мотрение.

Заместитель начальника департамен­та обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Кузин дал Россий­ской газете правовой комментарий по одной из самых суровых для водителей статей кодекса. Речь идет об ответствен­ности за выезд на встречную полосу. На­казание за такое лихачество прописано в статье 12.15 КоАП.

В каких случаях этот лихач будет, как говорится, без вариантов лишен прав? Такие нарушения обозначены в пунктах 9.2, 9.3, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Самым грубым считается вы­езд на встречную полосу на дороге с двусторонним движением. Кроме того, под лишение прав попадают обгоны с выездом на встречку на регулируемых перекрестках. Рискует остаться без прав и тот водитель, который идет на обгон по встречной полосе на нерегулируемом перекрестке, если он едет по второсте­пенной дороге. Такая же кара уготована за выезд на встречку в 100-метровой зоне до железнодорожного переезда, а также в конце подъема и на участках до­рог с ограниченной видимостью. Лишат прав и тех, кто рискнет объехать по встречной полосе стоящие перед переез­дом машины.

11 августа прошлого года вступили в силу поправки в КоАП, благодаря кото­рым разворот и левый поворот через сплошную перестали караться лишением прав. Ввиду массовости таких нарушений заметно снизилось число судебных разби­рательств. Если в январе 2007 года в суды было направлено более 180 тысяч дел, то в январе нынешнего года суды получили 167 тысяч дел. Зато существенно выросло количество тех водителей, кого суд лишил прав - примерно на 5 тысяч человек. Если в январе прошлого года по различным на­рушениям суды лишили прав 46 тысяч 700 граждан, то в январе нынешнего года уже почти 52 тысячи. И тем не менее количес­тво дел, развалившихся в суде, доволь­но велико. Казалось бы, и в КоАП все про­писано довольно четко, и в Правилах до­рожного движения - вопросы все равно остаются. Публикуемые сегодня схемы и комментарии к ним разъясняют, по какой статье административного кодекса инс­пекторы должны квалифицировать те или иные нарушения.

 

Следует учитывать, что на рисунках рассматриваются идеальные случаи. На практике же часто встречаются ситуации, когда разметка или знаки не видны под снежным покровом, из-за загрязнения или большого износа. Конечно, инспектор на дороге должен учитывать эти обстоятельства. Но если он этого не сделал, то отстаивать свою правоту водитель будет в суде.

 

 

Какая сплошная неподсудна

  

Ужесточение ответс­твенности за нарушения дорожных правил породи­ло огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для во­дителей стала кара за пе­ресечение сплошной раз­делительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаиш­ники отправляют в суд, а там автоматически штам­пуют решение - лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного дви­жения МВД специально для Российской газеты разъяс­нил, какие статьи обновлен­ного Кодекса об администра­тивных правонарушениях должны применяться в раз­личных случаях проезда че­рез сплошную. Этот правовой комментарий в равной степе­ни важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возмож­ных ситуаций на дороге. Ин­спекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а мо­жет быть, и выгоднее. Про­блема еще и в том, что состо­яние российских дорог и ор­ганизация движения зачас­тую вынуждают водителя от­ступать от правил. Хочешь не хочешь, а нарушишь. В неко­торых местах встречаются такие ямы, которые безопас­нее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков кило­метров нет ни одного разры­ва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощу­щение, что в той машине, ко­торая рисовала разметку, попросту испортился подъ­емный механизм, отрываю­щий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возмож­ность для обгона, на свой страх и риск нарушают пра­вила.

Если учесть, что законода­тельство в сфере безопасно­сти дорожного движения у нас меняется по нескольку раз в год, то не у каждого ав­толюбителя получается от­следить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве слу­чаев верит. А некоторые не­добросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встреч­ную полосу считался любой маневр, когда колеса автомо­биля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. Та­кое жесткое определение вы­нес Верховный суд. Но с 11 ав­густа прошлого года ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административ­ных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной - разницы нет) ка­рать штрафом.

Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного дви­жения МВД Владимир Кузин дал официальные разъясне­ния правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами. Что же ка­сается автоинспекторов, то для них это единственно воз­можный вариант применения закона.  Большинство случаев пре­дусмотрено статьей 12.15 КоАП.

Не каждое пересечение сплошной сделает водителя бесправным

Ситуация 1

До сих пор наиболее час­тое нарушение - это обгон по встречной полосе. И эта си­туация прописана однознач­но в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обго­няли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, кото­рым он мешал. А это его обя­занность, прописанная в пра­вилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от ли­шения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2

Она квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При по­вороте налево водители час­то начинают маневр, не дое­хав до прерывистой линии. Объяснение простое - остал­ся метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически во­дитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситу­ацию. Ведь из поворота на­встречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономлен­ный метр на повороте также без вариантов оставит нару­шителя без прав.

Все другие случаи пересе­чения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Ситуация 3

Рассмотрим часто встре­чающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий авто­мобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой воз­можности нет - то вы можете объехать его и слева, предва­рительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Одна­ко если была возможность объехать препятствие с пра­вой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, со­единенный с объездом пре­пятствия. За такое наруше­ние положен штраф - от 1000 до 1500 рублей.  

Ситуация 4

Особый разговор - о раз­вороте через сплошную. Большинство водителей убеждены, что за такой гру­бый маневр без альтернати­вы отберут права. Автоинс­пекторы нередко поддержи­вают это заблуждение. Одна­ко по  

новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназна­ченную для встречного дви­жения, соединенный с разво­ротом. Ему грозит ответс­твенность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Ситуация 5

Точно так же карается другое распространенное нарушение - поворот нале­во через сплошную. В таких случаях водитель пересека­ет сплошную линию и встречную полосу. И попа­дает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соеди­ненным с поворотом нале­во. Оно карается только штрафом. Правда, тоже су­щественным: от 1000 до 1500 рублей.

 

Ситуация 6

Нередко проблему со­ставляет выезд со двора или из переулка на улицу с дву сторонним движением. Если на ней - сплошная линия, то левый поворот будет гру­бым нарушением. Однако права за такой опасный ма­невр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 - за несоблюдение тре­бований, предписанных до­рожными знаками или раз­меткой. За это нарушение предусмотрен штраф в раз­мере 100 рублей.

 

 

Черта бесправия

Прерывистая линия разметки может довести до суда

Мало водителей знают, что в ряде случаев они мо­гут остаться без прав, даже если не пересекают сплошную линию.

Бывают случаи, в которых че­ловек за рулем даже не подоз­ревает о тяжести своего нару­шения. Казалось бы, обгонял через прерывистую линию разметки, а злой гаишник по­чему-то задержал права и от­правил дело в суд. Однако за­частую в этой ситуации пра­вым будет именно автоинс­пектор.

Если на двухполосной до­роге вы пошли на обгон по встречной, но в зоне действия знака Обгон запрещен это нарушение будет квалифици­ровано по части 4 статьи 12.15 (ситуация 1). Вас через суд лишат прав на 4-6 месяцев. Другого наказания часть чет­вертая статьи 12.15 не предус­матривает. Даже в том случае, когда на дороге установлены временные знаки.

Также правилами запре­щен и обгон на железнодо­рожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними (ситуация 2). Такой обгон по встречной полосе тоже будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15, предусматрива­ющей лишение прав на 4-6 месяцев.

Один из самых спорных маневров - это обгон с выез­дом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной ви­димостью (ситуация 3). Даже если на этих участках нет ни­каких знаков, но видимость ограничена, инспектор впра­ве квалифицировать это на­рушение по части 4 статьи 12.15. Такая жесткость дан­ной нормы оправдана - жертв именно подобного наруше­ния на дорогах более чем до­статочно. Известный радио­ведущий Геннадий Бачинс­кий погиб в аварии, которая произошла именно в резуль­тате аналогичного маневра.

В предыдущей публика­ции мы рассмотрели ситуа­цию, когда водитель для со­вершения левого поворота не доехал до разрыва в размет­ке. То есть проехал до пово­рота по встречной полосе. Точно так же, то есть лишени­ем права управления на срок от 4 до 6 месяцев, карается случай, когда водитель про­ехал по встречной на той ули­це, на которую повернул (си­туация 4). В Правилах дорож­ного движения говорится, что поворот должен осу­ществляться таким образом, чтобы при выезде с пересече­ния проезжих частей транс­портное средство не оказа­лось на стороне встречного движения.

Также лишением прав по части 4 статьи 12.15 КоАП на­казывается и выезд через сплошную на встречную по­лосу, предназначенную для движения общественного транспорта (ситуация 5).

Однако если вы выехали на полосу для движения об­щественного транспорта и двигаетесь в направлении, в котором автобусы с троллей­бусами должны по этой поло­се ехать (ситуация 6), то вам грозит ответственность по статье 12.16 - за несоблюде­ние требований, предписан­ных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в разме­ре 100 рублей.

 

 

За что отвечает хозяин

закон: После 1 июля владелец машины будет расплачиваться за нарушения, совершенные на его автомобиле

С первого июля вступит в силу последняя порция поправок в Кодекс РФ об административных право­нарушениях.

Одна из главных новаций - это ответственность не того, кто находился за рулем в момент превышения скорости или об­гона по встречке, а хозяина ма­шины. То есть того, на кого ав­томобиль зарегистрирован в ГИБДД.

В статью 1.5 КоАП внесено изменение, которое ощутимо изменит отношения между водителем и ГИБДД. А имен­но: в презумпции невиновнос­ти появилось исключение. Те­перь эта норма законодатель­ства не распространяется на нарушения статьи 12 КоАП, в случаи их фиксации работаю­щими в автоматическом ре­жиме специальными техни­ческими средствами, имею­щими функции фото- и кино­съемки или видеозаписи.От­ветственность автовладель­цев прописана отдельной ста­тьей КоАП - 2.6.

В части первой этой статьи говориться, что в случае фик­сации нарушения приборами, к ответственности привлека­ется именно собственник транспортного средства. Впрочем, во второй части ста­тьи предусмотрена возмож­ность избежать этой ответс­твенности, если автовладелец докажет свою непричастность к данному нарушению. Для этого достаточно предоста­вить копию доверенности, если автомобиль был кому-либо передан в пользование, или документы о том, что в момент совершения правона­рушения, автомобиль уже не принадлежал собственнику. Например, находился в угоне.

   Встречка

На некоторых перекрестках обгон не наказуем

Самая болезненная для водителей тема - лишение прав. Именно такое нака­зание грозит в большинс­тве случаев за выезд на по­лосу встречного движе­ния.

Обгон на нерегулируемом перекрестке

Статья 12.15 Кодекса Рос­сийской Федерации об адми­нистративных правонаруше­ниях предусматривает от­ветственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запреще­но правилами. Под эту ста­тью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движе­ния. Один из самых спорных случаев - обгон на перекрест­ке.

Всем известно, что обгон на перекрестке, тем более с выездом на встречную поло­су, запрещен. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьез­ным. Однако в любом прави­ле есть исключения.

Оказывается, в некоторых случаях обгонять на пере­крестке, даже с выездом на встречку, можно безнаказан­но. Например, если вы совер­шаете обгон на нерегулируе­мом перекрестке, двигаясь по главной дороге (схема 1). Но только в том случае, если об­гон не запрещен соответству­ющими знаками и если это допускает линия разметки. Если же вы, совершая обгон на таком перекрестке, пере­секли сплошную линию, то лишения прав вам не избе­жать.

Запрещен обгон на нерегу­лируемом перекрестке, если он происходит на второсте­пенной дороге (схема 2). В этом случае ваши действия будут однозначно квалифи­цированы по части 4 статьи 12.15. Соответственно суд лишит вас права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Обгон на регулируемом перекрестке

Если вы совершили обгон с выездом на полосу встречно­го движения на регулируемом перекрестке - прощайтесь с правами однозначно.

В этом случае никакие, даже самые резонные, на ваш взгляд, отговорки не помогут - инспек­тор будет суров. Ибо это нару­шение предусмотрено той же частью статьи 12.15, предус­матривающей лишение прав на 4-6 месяцев (схема 3).

Под кирпичом

В наших городах так часто меняются схемы организации движения, что водитель дол­жен быть постоянно насторо­же, чтобы не попасть в непри­ятную историю. Еще вчера, например, можно было смело поворачивать на знакомую улицу, а сегодня там уже висит кирпич.

Схема 4 разъясняет: пом­ните - езда по улице с односто­ронним движением в проти­воположном направлении од­нозначно квалифицируется как выезд на встречку.

Ответственность за это на­рушение также предусмотре­на частью 4 статьи 12.15. Суд безальтернативно лишит во­дителя прав на 4-6 месяцев.

По трамвайным путям

На наших загруженных улицах даже трамвайные пути активно используются спеша­щими водителями.

Причем многие из них не считают зазорным на трам­вайных путях обогнать другие машины. Или остановивший­ся на остановке трамвай по пу­тям встречного направления (схема 5). Раньше за это нару­шение могли лишить прав. Те­перь такая ситуация четко прописана в части 3 статьи 12.15, которая предусматрива­ет уже не лишение, а штраф от 1000 до 1500 рублей.  

 

 

Маневры в среднем ряду

На дорогах с трехполосным движением выезд в крайний левый запрещен

 

 

 

продолжение темы

Рассмотрим еще один выезд на полосу встречно­го движения, который многие водители искренне не считают нарушением. (Ситуация 1). Когда на трассе прерывистой лини­ей размечены три полосы, это вовсе не означает, что можно обгонять по встреч­ке.

Этот случай предусмотрен пунктом 9.3 Правил дорож­ного движения. Выезд на крайнюю левую полосу трех­полосной дороги с двусто­ронним движением карается сурово. На этих дорогах для обгона предназначен только средний ряд. Если лихачу этого мало, и он обгоняет по крайней полосе, где идет встречное движение, его действия будут квалифици­рованы по части 4 статьи 12.15. Она предусматривает безальтернативное лишение прав на 4-6 месяцев.

Частая ситуация на доро­гах: поворот предусмотрен только из одного ряда. Но сильно торопящиеся водите­ли стараются повернуть из второго ряда, а то и из третье­го. (Ситуация 2).

Именно из-за подобных случаев образуются пробки на МКАДе в районе пересечений кольца с вылетными магистраля-ми. Зачастую на таких по­воротах стоит инспектор, ко­торый вылавливает пытаю­щихся повернуть не из того ряда.

Примечательно, что нака­зание за такой маневр не столь значительно - предупрежде­ние или штраф 100 руб. Это прописано в части 1.1 статьи 12.14 КоАП: невыполнение требований правил перед по­воротом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее край­нее положение на проезжей части.

Бывают случаи, когда инс­пектор старается квалифици­ровать такой маневр по части 1 статьи 12.15 КоАП (наруше­ние правил расположения транспортных средств на про­езжей части дороги, встречно­го разъезда или обгона без выезда на встречную полосу), которая предусматривает штраф 500 рублей. Однако эта статья относится к другим на­рушениям.

Пристегните ремни

Рублем накажут и пассажира, но его штраф обойдется дешевле

уточнение: После ужесточения нака­зания за непристегнутый ремень безопасности в ре­дакцию стали поступать вопросы, какой штраф придется все-таки запла­тить водителю. По пятьсот рублей за себя и еще за каждого непристегнутого пассажира?

Как сообщил нам заместитель начальника департамента обеспечения безопасности до­рожного движения Владимир Кузин, даже в том случае, если не были пристегнуты ни води­тель, ни его пассажиры, сам на­рушитель за рулем заплатит только один штраф. Его размер по статье 12.6 КоАП - 500 руб­лей. Но инспектор также мо­жет оштрафовать и самих пас­сажиров. В таком случае каж­дый непристегнутый пассажир будет привлечен по части 1 ста­тьи 12.29, которая предусмат­ривает штраф 100 рублей.

 


Пн-Пт с 10:00 до 20:00 пл. Конституции, дом 7,Бизнес-центр "Лидер"

(812) 949-24-29